Средства информационно-коммуникационных технологий -- это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в система образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) и программные (электронные учебники,тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках иностранного языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Мультимедийные презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.
Преимущества мультимедийных презентаций заключаются в следующем :
Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет - ресурсами может способствовать формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но и даже расизма и ксенофобии.
Учебные Интернет - ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:
В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.
Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) - электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов :
Эти термины на русский переводятся с помощью транслитерации. Структура и методическое содержание каждого из этих ИР состоит в следующем:
Хотлист (список по теме) - список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.
Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.
Трежа хант (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла - следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала, а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
Вебквест (интернет-проект) - самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.
Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.
Наиболее полно возможности учебных Интернет-ресурсов проявляются в профильной подготовке и элективных курсах, когда именно иноязычная коммуникативная компетенция, а не знания языка, играет ведущую роль в учебно-воспитательном процессе.
Новейшие информационно-коммуникативные технологии занимают все большее и большее место в жизни современного человека. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дает возможность избежать субъективной оценки.
Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
Информационно-коммуникативные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
В отличие от традиционных методик при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.
Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы и учебные Интернет-ресурсы.
Благодаря использованию новых информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка открываются новые возможности для создания условий, близких к условиям реального общения в стране изучаемого языка: аутентичная, актуальная, мультимедийная или текстовая информация, подлежащая усвоению на иностранном языке, может быть получена в любое время и в любом месте. При этом достаточно легко организовать письменную или устную коммуникацию с носителями языка или другими изучающими данный язык. Таким образом, происходит интеграция электронных медиа в традиционное занятие по иностранному языку: учебные пособия всё чаще дополняются актуальными, аутентичными текстами или актуальным аудио-, видео -, графическим материалом.
Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании.
Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных в данном разделе энциклопедии.
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ):программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .
К средствам ИКТ относятся :
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования, и связано это не только с внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее − активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для основной массы учащихся сегодня возможно только при условии использования ИКТ. А значит, успешность намеченных в школе преобразований во многом зависит от их применения. Другими словами, информатизация − это важнейшее направление модернизации системы образования.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.
Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.
Мультимедиа технологии
-
способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения
-
совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основной задачей современных информационных технологий обучения
являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций , пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени),
2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы, например, при организации устного счета, или при проверке самостоятельной работы. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении")
Вводить компьютерные компоненты можно в уроки любых предметов. Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Во-первых , внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых , современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих , активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс» . В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Более подробно об актуальности и потребности внедрения ИКТ в образование говорится во второй главе этого же доклада – «Новые направления в образовании», написанной Крейгом Блертоном, адъюнкт-профессором Университета Гонконга, и в главе VII «Информационные службы, библиотеки, архивы», автор которой – профессор Королевского колледжа библиотечного дела в Копенгагене Оле Гарбо.
Кроме того, в этом же докладе обобщены и проанализированы глобальные процессы конвергенции СМИ, электронной промышленности и телекоммуникаций и их влияние на развитие информационного общества, а также планетарные проблемы применения ИКТ в образовании.
Использование ИКТ способствует изменению целей, содержания обучения, в том числе и контроля, что влечет за собой появление новых методов, средств и организационных форм обучения и контроля.
Внедрение информационных технологий в образование предоставляет возможность создавать системы автоматизированного контроля знаний студентов по различным дисциплинам, в том числе и информатическим.
Возможности ИКТ как инструмента деятельности человека и принципиально нового средства обучения приводит к появлению новых методов, средств, организационных форм контроля и более интенсивному их внедрению в учебный процесс.
Преимущества компьютерной технологии рассматриваются в работах об интенсификации и активизации обучения (И.В. Алехина, Г.В. Рубина), индивидуализации (В.Ф. Горбенко, Н.В. Карчевская) и гуманизации учебного процесса (Т.В. Габай, М.Е. Калашников, Л.Ф. Плеухова, В.К. Цонева), реализации творческого, развивающего характера обучения (В.А. Андреев, В.Г. Афанасьев, Г.М. Клейман, Т.А. Сергеева и др.).
Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век :
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
Сложность внедрения
современных ИКТ определяется и тем, что традиционная практика их разработки и внедрения основывается на идеологии создания и применения информационных и телекоммуникационных систем в совершенно иных сферах: связи, военно-промышленном комплексе, в авиации и космонавтике. Адаптацию ИКТ к конкретной сфере применения здесь осуществляют специалисты конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, имеющие большой опыт разработки подобной техники и, следовательно, хорошо понимающие назначение систем и условия их эксплуатации. В современном образовании таких специализированных научно-исследовательских структур нет, они только начинают создаваться. По этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением. Примером может служить до сих пор существующая практика применения компьютера только как печатающей машинки. Этот разрыв часто усиливается тем, что основная масса школьных учителей и преподавателей гуманитарных вузов не владеет современными знаниями, необходимыми для эффективного применения ИКТ. Ситуация осложняется и тем, что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, более эффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной реальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходом из создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такое их объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках и лекциях понятные ему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства. Интеграция ИКТ и образовательных технологий должна стать новым этапом их более эффективного внедрения в систему российского образования.
Во
внедрении ИКТ
в образование в можно выделить три этапа:
Актуальность и важность для создания системы образования информационного общества разработки комплекса соответствующих образовательных средств на основе интеграции ИКТ и ОТ делает необходимым проведение всестороннего исследования этого процесса и рассмотрение его с системных позиций.
3. Системные основы
интеграция
ИКТ и ОТ
Системный подход к интеграции ИКТ и ТО основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и учеников. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и учеников как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма учителя и знаний учеников, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.
По сути, интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков, космонавтов, операторов в ядерной энергетике. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения учителя и обучаемых .
Поэтому первой и принципиально важной задачей интеграции ИКТ и ОТ (в дальнейшем, для краткости, будет использоваться принятое рядом авторов сокращение ИТО) является четкое выделение целей их создания и разработка системы показателей их эффективности. Формализация целей образовательных технологий является достаточно сложной проблемой, которая остается до сих пор нерешенной и активно обсуждается как в монографиях, статьях, так и на семинарах и конференциях. Вместе с тем при решении задач обучения, контроля знаний и управления учебным процессом уже накоплен опыт оценки целей в виде конкретных показателей . В качестве примера вспомним систему баллов. Это, конечно, не исключает применение и других показателей оценки эффективности ИТО.
Исходя из системного подхода , необходимо построить модель или схему операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ, преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация.
Образовательное технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в конкретной области . Наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.
Рассматривая элементы сложной системы ИТО, следует отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка преподавателей и специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии обучения. Каждый участник обучения на основе ИТО, включая администрацию учебных учреждений, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий. В некоторых странах для этого необходимо даже иметь соответствующий сертификат. Например, такое требование существует в Великобритании. Введение сертификатов для участников процесса обучения позволяет упростить внедрение ИТО и повысить адекватность оценок эффективности технологий.
При внедрении ИТО необходимо понимать, что это процесс сложный и требующий больших затрат.
Как показывает опыт внедрения ИТО в мире и России, существенное влияние на эффективность обучения на базе ИКТ оказывают конкретный тип образовательного учреждения (школа или ВУЗ, образовательный центр или виртуальный колледж и т.п.) и форма и вид образования (очное или заочное, дистанционное или стационарное, базовое или дополнительное) и т.д.
Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:
В повышении качества профессиональной подготовки специалистов , в том числе и будущих учителей, в системе высшего педагогического образования, значительная роль принадлежит контролю, который современной педагогической теорией и практикой считается чрезвычайно важным.
В настоящее время, использование возможностей современных информационных технологий для обеспечения проведения дидактического процесса является одной из актуальных проблем. Роль новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практике обучения определяется Е.С. Полат как «необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся» [ 3].
В условиях информационного общества, резко и постоянно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный специалист. Интеграция компьютерных технологий и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы подготовки будущего специалиста, повышения качества обучения, выработке умения самостоятельно добывать новые знания, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, использование которых в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у будущих специалистов будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.
Будущим специалистам необходимо иметь соответствующую подготовку в области знания и применения информационно-коммуникационных технологий в быстро изменяющихся условиях информационного общества; владеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях становления дистанционного образования, необходимо владеть современными компьютерными средствами обучения, в том числе и контроля.
Как отмечалось в материалах проходившей в ноябре в Москве международной конференции, посвященной проблемам внедрения информационных технологий в образование, урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по математике, которое бы полностью соответствовало школьной программе: используется нетипичная терминология, другие. Отличные от школы, системы аксиом, или громоздкая система ввода информации (очень "закрученный" редактор формул, что не ускоряет, а, наоборот замедляет процесс решения). Поэтому остается согласиться с Н.Розовым, деканом факультета педагогического образования МГУ, который в одном из своих выступлений отмечал: "Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику".
Ознакомление с программной продукцией целесообразно начинать с изучения средств, создающих т.н. компьютерную среду. К этим программам относятся программные инструкции, советы, рекомендации по самому широкому кругу вопросов. С ними учитель может проводить и классные, и внеклассные занятия, освобождая себя от многократного повторения учащимся одних и тех же прописных истин, от налета субъективности в оценке учебных успехов учащихся, помогая осваивать им технологию самообучения.
Компьютерную среду создают также справочно-информационные материалы. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить на уроке большую наглядность и доказательность, использовать эти программы для наведения разного рода справок и для самопроверки, для предоставления образца выполнения какого-либо задания на конкретном предметном материале.
Справочно-информационные материалы призваны облегчить многим детям освоение школьной программы, они носят поддерживающий и сопровождающий, нередко и мотивирующий характер.
Т. о. компьютер как бы соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались, в основном, для усиления наглядности. Это активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Одно из требований, диктуемых социальным заказом общества современному образованию и предъявляемых на сегодняшний день студентам вуза – будущим специалистам – является умение использовать современные средства ИКТ в профессиональной деятельности педагога, в точности, быстро развивающиеся на сегодняшний день средства дистанционных образовательных технологий как в учебном процессе, так и в его неотъемлемом компоненте – системе контроля.
ИКТ в системе контроля
Применение компьютерных технологий в учебном процессе является вполне закономерным явлением в эпоху информатизации общества. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия преподаватель - обучающийся.
Роль контроля в процессе обучения имеет приоритетное значение, поэтому все вышесказанное о внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, способствует и проникновению ИКТ в процесс контроля, как важного и неотъемлемого элемента процесса обучения.
Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть направлены на выявление следующих знаний:
Знаний определений, фундаментальных понятий курса, раздела, темы (модуля), представлений об объеме и содержании понятий;
Знаний о прикладном (практическом) применении определений;
Знаний правил, алгоритмов, законов, формул;
Знаний, связанных с решением задач по теме;
Знаний фактов, основных положений, принципов, практических приложений.
Контролирующие задания, реализуемые с помощью ИКТ могут быть различного уровня сложности:
Простые задания на узнавание;
Задания на репродукцию;
Задания, выполняемые по формуле, алгоритму, правилу, образцу;
Задания проблемного характера (алгоритм для решения задачи заранее неизвестен).
Выделим преимущества использования ИКТ в процессе контроля знаний:
Высокая степень наглядности при проведении контроля, что способствует повышению интереса к самому предмету изучения, контролю, оценки;
Автоматизация проведения, оценивания результатов, подведение итогов контролирующих процедур;
Возможность многократного выполнения контролирующих заданий с целью интериоризации (усвоения) знаний;
Возможность проведения самоконтроля студентов в любое удобное для студента время без участия преподавателя.
Литература
В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.
Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.
На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.
Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.
Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:
Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.
В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).
В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.
К обязательным типовым компонентам относятся:
К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.
К типовым инфраструктурным компонентам относятся:
К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.
Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:
По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.
Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).
Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».
Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.
Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.
Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.
Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.
Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:
При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.
Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.
При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.
Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.
В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.
По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.
Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.
Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.
Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.
Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.
Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.
Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.
В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.
И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.
Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:
Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:
Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.
Татьяна Якшимбетова
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный , многоплановый, ресурсоемкий процесс , в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ ; и использование информационных технологий в воспитательно- образовательном процессе ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании .
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса .
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников .
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники . Это, прежде всего :
Преобразование предметно-развивающей среды
Расширение возможности познания окружающего мира
Использование новой наглядности
Использование ИКТ в ДОУ
как средство сопровождения ООП
как средство интерактивного обучения
Разработка системы с включением ИКТ
как средство взаимодействия с социумом
как средство взаимодействием с семьями воспитанников
Направления деятельности
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа по самообразованию
Значение использования ИКТ
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за»
обеспечивают личностно-ориентированный подход
способствует интеллектуальному росту ребенка;
рано развивается так называемая «знаковая функция сознания» ;
улучшаются произвольная память и внимание;
формируется познавательная мотивация;
моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
умение самостоятельно приобретать новые знания
развития произвольной моторики пальцев рук
Аргументы «против»
воздействие электромагнитного излучения монитора;
сидячее положение в течение длительного времени;
и как следствие этого –появление утомления,
нервно-эмоциональное напряжение
Области применения ИКТ для развития дошкольников :
1. Использование глобальной сети Интернет
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг . Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования . В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования . Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование . Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким , зрелищным, комфортным. Информационно -методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к НОД
2. Использование компьютера для ведения документации
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
3. Использование развивающих компьютерных программ
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
Преимущества использования компьютера :
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
4. Использование мультимедийных презентаций
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс , индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение , т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов . Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства :
осуществление полисенсорного восприятия материала;– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации , получаемого детьми из учебной литературы;
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи педагога, проводящего НОД, мультфильмы и т. д.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.
Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий . Так же предоставляется возможность полностью выстроить ход непосредственно-образовательной деятельности на слайде, что позволяет сэкономить время, облегчает использование материала для развития словесно-логического мышления, как кроссворды или ребусы.
Современное общество – информационное общество , развивающееся на основе использования новых информационных технологий
Таким образом , информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.
В заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании , совершенствовать все звенья управления в сфере образования , расширяя возможности доступа к информационным ресурсам , помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение .