Якорно швартовное устройство судна. Конспект лекций «Автоматизация вспомогательных механизмов и систем

Комплекс оборудования, механизмов для отдачи и подъёма якорей и удержания судна на якорной стоянке, является частью якорного устройства судна, в состав которого входят:

Якоря, якорные цепи, якорные клюзы, стопоры крепления якорных цепей, цепные ящики, устройства для крепления первого звена якорной цепи. Количество якорей и их масса, длина и калибр якорных цепей определяются величиной характеристики снабжения судна , которая является параметром, учитывающим все силы действующие на судно во время якорной стоянки.

Δ – водоизмещения судна,

В – ширина судна,

h – расстояние от настила самой верхней рубки до летней ватерлинии,

А – парусность судна в пределах его длины.

Для выбора якорей, цепей в соответствии с величиной используются таблицы, где приводятся необходимые данные.

(самое маленькое морское судно).

Становые якоря – 2.

Масса – 180кг.

Длина двух якорных цепей – 220м.

Калибр цепи – 14мм.

Становые якоря – 3.

Масса каждого – 46000кг

Длина двух якорных цепей – 770м

Калибр – 162мм.

В соответствии с правилами РМРС морское судно должно иметь два рабочих становых якоря и, соответственно, два якорных механизма.

Существует 3 типа якорных механизмов – брашпили, шпили (якорные), якорные приставки к швартовной лебёдке.

Брашпили – сдвоенные якорные мехонизмы с горизонтальным расположением грузового вала.

Шпили – якорные механизмы одноякорные с вертикальным расположением грузового вала.

Якорные приставки – одноякорные механизмы с горизонтальным расположением грузового вала.

Брашпили используются на судах небольшой ширины, не имеющих бульбообразной носовой оконечности.

Якорные шпили используются на судах большой ширины с бульбообразной оконечностью в тех случаях, когда необходимо уменьшить площадь бака, занятую якорным механизмом.

Якорные приставки – используются на судах большой ширины с бульбом, а также в тех случаях, когда привод якорного механизма необходимо убрать в помещения под полубаком.

Якорные механизмы снабжаются швартовными барабанными турачками и могут использоваться, кроме основного своего назначения, для швартовных операций.

В качестве привода якорных механизмов используются электродвигатели и гидроприводы.

Якорно-швартовные механизмы – механизмы ответственного назначения, их проектирование, производство, эксплуатация осуществляются под надзором РМРС.

Требования:

Якорный механизм должен обеспечивать выбирание одной якорной цепи и якоря со скоростью не менее 9 метров в мин. при расчётном тяговом усилии:


d – калибр цепи;

и непрерывном действии в течение не менее 30-ти минут. При отрыве якоря от грунта в течение 2-х мин. Якорный механизм должен действовать с перегрузкой 1-1,5 Р; должен иметь 3-х скоростной привод.

Выбирание якоря: 9м/мин (метров в минуту)

Подход к клюзу: 10м/мин

Втягивания в клюз: 7м/мин

Швартовные механизмы

Швартовный механизм – механизм для подтягивания судна к причалу, удержания судна у причала, перемещения судна вдоль причала на небольшие расстояния.

Он является частью швартовного устройства судна. В швартовный механизм входят: канаты, клюзы, роллсы, киповые планки, тормоза швартовных канатов, кнехты, банкеты, вьюшки, кранцы.

Существует 2 типа швартовных механизмов – швартовные шпили и швартовные лебёдки.

Шпиль с вертикальным грузовым валом снабжается швартовым барабаном, привод которого находится под палубой.

Швартовная лебёдка, у которой грузовой вал горизонтальный, снабжается барабаном (швартовным) на который укладывается швартовный трос. Швартовный барабан насажен на грузовой барабан скользящей посадкой.

В соответствии с РМРС к швартовным механизмам предъявляется ряд требований:

1. Швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного троса со скоростью не более 12м/мин при тяговом усилии не более 1/3 разрывного усилия швартовного каната при непрерывном действии не менее 30мин.

2. В течение 2 мин швартовный механизм должен обеспечивать выбирание швартовного каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.

Швартовный механизм должен иметь автоматически замыкающийся тормоз для удержания каната при тяговом усилии 1,5 расчётной величины.

Количество швартовых канатов, их длина и разрывное усилие определяется величиной (характеристика снабжения судна).

Для этого используются таблицы:

3 каната, длина 80м каждый, усилие разрыва 34кН,

21 канат, длина 200м, усилие 765кН.

Эксплуатация якорных и швартовных механизмов осуществляется в соответствии с ПТЭ инструкцией завода-изготовителя механизма и дополнительными указаниями службы судового хозяйства.

Перед выходом судна в рейс механик, за которым закреплены якорныеи швартовные механизмы, должен осмотреть и подготовить их к работе.

До выполнения якорных операций брашпиль должен, быть под­готовлен и опробован на холостом ходу. При этом необходимо:

Проверить исправность брашпиля и отсутствие помех, мешающих движению его подвижных частей;

Смазать трущиеся поверхности, заправить масленки и тавотницы и проверить наличие масла в ваннах червячных передач;

Зажать ленточные тормоза и отсоединить цепные барабаны от машины брашпиля;

Проверить безотказность действия соединительных муфт;

Проверить надежность включения ручного привода брашпиля;

Проверить работу брашпиля, проворачивая его вал на несколько оборотов в одну и другую сторон

При наличии на судне брашпиля, работающего от электродвигателя, вахтенный механик должен проверить исправность не только механической, но и электрической его части. Ток на подстанцию, питающую электродвигатель брашпиля, включает электромеханик по, указанию с мостика.

Правила Регистра требуют, чтобы на судне имелись запасные части к брашпилю: вкладыши или подшипники червячного вала и тормозные ленты (по одному комплекту).

При отдаче якоря на глубину более 30 м необходимо стравить брашпилем не менее одной смычки цепи. При глубине более 40 м и в местах с каменистым грунтом брашпилем стравливают всю цепь.

При электрическом приводе брашпиля после подъема или отдачи якоря необходимо отключить питание электродвигателя.

При ежегодном возобновлении документов на право плавания якорное устройство предъявляется инспектору Регистра. Испытание якорных цепей производят раз в четыре года. Якорные цепи подлежат замене, если диаметр звена уменьшился на 10% или площадь его поперечного сечения уменьшилась на 20%. Выработка зубьев шестерен брашпиля не должна превышать 10% от первоначального размера, зазор между зубьями не должен превышать 3 мм. Износ зубьев шестерен привода шпиля допускается до 10% первоначального размера, гребней червяка - до 5%, суммарный зазор между зубьями не должен превышать 2 мм.

В связи с плаванием судов морского флота в различных широтах и изменением климатических условий необходимо обращать особое внимание на поддержание плотности и непроницаемости соединений систем гидравлических палубных механизмов, особенно на участках, проходящих через грузовые трюмы.

Швартовные операции с использованием автоматических швартовных лебедок производятся при ручном управлении лебедкой.


После пришвартовки судна управление лебедкой переключается на автоматическое. Эксплуатация автоматических швартовных лебедок должна производиться в строгом соответствии с заводской инструкцией и указаниями службы судового хозяйства.

Для этих лебедок величину регулируемого вытравливания каната необходимо назначать исходя из наибольшего ожидаемого изменения осадки судна при переходе от порожнего состояния к груженому или с учетом изменения уровня воды в шлюзах (для шлюзующихся судов). При эксплуатации якорно-швартовных механизмов необходимо выполнять также требования ПТЭ (33).

Диаметр каната определяется как

Диаметр грузового барабана определяется по опытной формуле, устанавливающей зависимость его диаметра троса, т.е.

Длина барабана между ребордами выбирают в зависимости от условий наматывания на него троса длиной от 40 до 70м

Число оборотов барабана в минуту

Число оборотов электродвигателя

i - общее передаточное число редуктора лебёдки, которое задаётся.

По значениям мощности N,h числа оборотов электродвигателя п д по справочным таблицам подбирают марку двигателя, который должен обеспечить работу лебёдки.

При переработке 1т груза расходуется:

В электрических лебёдках 0,75кВт х ч

В паровых лебёдках около 50 кг пара.

При расчёте буксирных лебёдок диаметр буксирного троса выбирают по характеристике буксируемого судна.

Якорно-швартовные механизмы делятся на две основные группы:

1) якорно-швартовные и якорные шпили, имеющие вертикальное расположение грузового вала и одну звездочку;

2) брашпили, имеющие горизонтальное расположение грузового вала и две звездочки.

Якорно-швартовные шпили подразделяются:

1) по скорости выбирания якорной цепи – на нормальные и с повышенной скоростью;

2) по конструктивным признакам – на однопалубные (цепная звездочка, механизм и двигатель размещены на одной палубе) и двухпалубные (цепная звездочка и швартовный барабан размещены на одной палубе, механизм и двигатель – на другой); двухпалубные якорно-швартовные шпили могут быть одинарными (с индивидуальным приводом) и соединенными, связанными общим редуктором.

Якорные шпили обычно выполняются соединенными. Калибр их цепей бывает выше 72 мм.

Брашпили по скорости и конструкции подразделяются на нормальные и облегченные. Первые используются на судах морского флота, вторые – на судах речного и озерного флота, где применяются короткие цепи.

2.3.1. Назначение и особенности работы

Якорно-швартовное устройство является одним из наиболее важных судовых устройств, обеспечивающих безопасность эксплуатации судна. Шпилевые и брашпильные устройства предназначены для выбирания и спуска якорей, для выполнения швартовных и других операций. Работа каждого шпилевого и брашпильного электропривода определяется величиной тягового усилия, скоростью выбирания якорной цепи или швартовного троса, длительностью рабочего периода.

С помощью якорно-швартовных механизмов выполняются следующие основные операции:

– отдача якоря (посредством электропривода, свободным травлением и свободным травлением с подтормаживанием тормозом звездочки);

– стоянка на якоре на тормозе цепной звездочки;

– съемка с якоря – подтягивание судна к якорю, отрыв и подъем якоря, втягивание якоря в клюз;

– одновременный подъем двух якорей (только для брашпилей) с половины расчетной глубины стоянки при неодновременном их отрыве от грунта;

– обеспечение швартовки судна при отжимном ветре 5 баллов.

Характерными особенностями электроприводов якорно-швартовных механизмов являются:

– кратковременный режим работы (20–40 мин); стандартная продолжительность одного цикла принята равной 30 мин;

– широкое изменение нагрузки на валу электродвигателя (30–200% номинальной);

– возможность стоянки двигателя под током (0,5–1,0 мин);

– частые пуски электродвигателя (до 120 пусков и торможений в течение часа) и возможные реверсы;

– суммарная продолжительность включения двигателя швартовного механизма за сутки 40–50 мин;

– необходимость саморегулирования частоты вращения электродвигателя при изменении момента сопротивления на его валу.

2.3.2. Требования к электроприводам якорно-швартовных механизмов

К электроприводам якорно-швартовных механизмов предъявляются следующие требования:

– возможность их использования при заданных условиях погоды и моря;

– надежность и безотказность в работе, в частности при колебаниях параметров питающей сети, установленных соответствующими правилами и нормами;

– возможность пуска в ход под полной нагрузкой;

– поддержание необходимого тягового усилия при малых скоростях выбирания цепи или троса вплоть до полной остановки;

– соразмерность максимального усилия тяги, развиваемого исполнительным электродвигателем, с прочностью цепи или троса;

– получение нормированных скоростей подъема якоря после отрыва от грунта, выбирания швартов и втягивания якоря в клюз;

– способность удержания якоря на весу в случае потери питания электроэнергией;

– обеспечение безопасного спуска якоря на заданную глубину;

– небольшие масса, габариты и стоимость установки;

– удобство и простота управления и обслуживания.

Все якорно-швартовные механизмы обычно выпускаются с электрооборудованием морского исполнения переменного тока 380 и 220 В частотой 50 Гц и постоянного тока 220 В.

Электродвигатели, командоконтроллеры, кулачковые контроллеры и другие элементы электрооборудования, устанавливаемые на палубе, должны быть водозащищенного исполнения; магнитные контроллеры, устанавливаемые в помещениях, должны быть брызгозащищенного исполнения.

Якорно-швартовные механизмы должны допускать возможность оборудования их устройствами для дистанционной (с мостика) отдачи якоря. Они также должны быть снабжены счетчиками длины вытравленной якорной цепи, допускающими установку дистанционных репитеров.

Якорно-швартовные механизмы оборудуются автоматическим тормозом на валу электродвигателя с устройством для ручного растормаживания. Тормоз предназначен для удерживания механизма от разворота при действии в цепи на звездочке (соединенной с приводом) статического усилия извне, величина которого составляет не менее 1,3–2,0 номинального. Для швартовных шпилей это усилие составляет 1,5 номинального тягового усилия шпиля.

Часто якорные механизмы позволяют выполнять и швартовные операции. Образцом такого механизма может служить паровой брашпиль, кинематическая схема которого показана на рис. 7. Брашпиль одновременно обслуживает два якоря (правого и левого бортов), для этого на валу 15 имеется два цепных кулачковых барабана-звездочки 12, осуществляющих выбирание и отдачу якорной цепи. Ось барабанов брашпиля расположена горизонтально, к каждому цепному барабану 12 с одной стороны присоединен ленточный тормоз 10. Кулачковые муфты 13 соединяются шестерней 14. Отключив при помощи муфты один из цепных барабанов, можно производить выбирание якорной цепи на другом барабане. Паровая машина 11 через коленчатый вал 8, промежуточный вал 3 и цилиндрические зубчатые колеса 2, 4, 6, 7, 14 и 16 вращает цепные барабаны. На концах промежуточного вала установлены швартовные барабаны (турачки) 1 и 9, предназначенные для швартовки судна.

Рис. 7. Кинематическая схема парового якорно-швартовного брашпиля.

Брашпиль снабжен также устройством, позволяющим производить подъем цепей вручную. В этом случае паровая машина отключается от механизма передачи вращения при помощи кулачковой муфты 5. Таким образом, с помощью брашпиля можно подтягивать судно на швартовах с правого и левого бортов (при отключенных кулачковых муфтах 13), подъем и отдачу якорей обоих бортов поочередно или одновременно с помощью паровой машины или вручную.

Электрические брашпили, как правило, изготовляют также якорно-швартовными, и они находят широкое применение на морских транспортных и пассажирских судах (особенно теплоходах). Для брашпилей с большим тяговым усилием предусматривают два электродвигателя, работающих совместно или раздельно, для остальных - один электродвигатель. Преимуществами электрических брашпилей перед паровыми являются быстрота ввода в действие и более простое обслуживание.

Электрические шпили в зависимости от калибра якорных цепей бывают якорными и якорно-швартовными. По конструкции электрические шпили могут быть одно- и двухпалубными.

У однопалубных шпилей швартовный барабан со звездочкой для цепи и электроприводом размещается на одной фундаментной раме, закрепленной на верхней палубе. Электродвигатель в этом случае может быть расположен как на палубе, так и под ней. У двухпалубных шпилей электропривод находится на нижерасположенной палубе и соединяется со швартовным барабаном и звездочкой для цепи с помощью вертикального приводного вала.

На рис. 8 показана конструкция электрического однопалубного якорно-швартовного шпиля. Он состоит из швартовного барабана 7, свободно сидящего на баллере 1, червячной передачи 8, электродвигателя 13, ручного ленточного тормоза 2 с приводом 11 и рамы 12, закрепленной на палубе. При работе шпиля передача от электродвигателя к швартовному барабану осуществляется через эластичную муфту 10, баллер 1 и кулачковую муфту 3, соединяющую баллер шпиля с барабаном и управляемую маховиком 5. Ручная работа шпиля осуществляется посредством вымбовок 6, вставляемых в гнезда 4, при отключенной кулачковой муфте. Обратное вращение барабана при ручной работе предотвращает храповое устройство 9.


Рис. 8. Электрический однопалубный якорно-квартовный шпиль.

При решении вопроса о наиболее целесообразном типе якорного механизма для какого-либо судна учитывают многие факторы: назначение и тип судна, водоизмещение и характеристику его снабжения якорными цепями по Регистру СССР, характер обводов носовой оконечности, эксплуатационные условия и сравнительную затрату сил и времени экипажа на обслуживание якорного механизма того или иного вида, предполагаемый район эксплуатации судна. При прочих равных условиях предпочтение шпилям обычно отдают при острых носовых обводах и малой площади палубы бака, а также на судах, предназначенных для эксплуатации в полярных широтах.

В последнее время в связи с применением кнехтов с вращающимися тумбами расширяется возможность установки якорно-швартовных шпилей на небольших и средних судах, так как в этом случае можно получить дешевое и безопасное швартовное устройство за счет использования турачек шпилей. Турачка на таком шпиле располагается соосно над звездочкой для якорной цепи.

Значительный опыт постройки и эксплуатации шпилей и разнообразие конструкций обусловили необходимость их унификации и типизации. Новый типизированный ряд шпилей насчитывает 13 моделей шпилей, разбитых на две группы на основе требований Регистра СССР и ГОСТ 5875-77. Шпили моделей с 7-й по 13-ю выполняют двухпалубными, и их можно эксплуатировать без выхода людей на верхнюю палубу. Тяговое усилие на звездочке у шпилей широко распространенных моделей с 4-й по 8-ю первой группы составляет 4400-12 300 кгс (44- 123 кН), а на турачке - 2000-8000 кгс (20-80 кН); у шпилей тех же моделей второй группы тяговое усилие на звездочке 4050-12 900 кгс (40-129 кН), а на турачке - 3000-10 000 кгс (30-100 кН).

Швартовные лебедки предназначены для выполнения швартовных операций; в большинстве случаев валы их располагаются горизонтально.

По назначению и конструктивному исполнению швартовные лебедки подразделяются на простые и автоматические. Простые лебедки обеспечивают только подтягивание судна во время его швартовки; в дальнейшем судно удерживается на тросах, закрепленных на кнехтах.

Автоматические лебедки предназначены для подтягивания судна и для удержания с постоянным натяжением швартовного троса. Выбирание слабины троса и вытравливание его производится автоматически. Такие лебедки приводятся в действие паровым, электрическим, гидравлическим и пневматическим приводами.

Комбинированная швартовная лебедка показана на рис. 9. Она может быть использована для работы с якорем и для проведения швартовных и грузовых операций и приводится в действие электродвигателем 6.


Рис. 9. Комбинированная швартовная лебедка.

Электродвигатель, оборудованный электрическим дисковым тормозом 5, передает вращение грузовому валу через двухступенчатый зубчатый редуктор 7. Зубчатое колесо редуктора, грузовой барабан 3 и швартовная турачка 1 закреплены на валу жестко. Грузовой вал соединен с промежуточным валом 14 фланцевой муфтой 8. Цепная звездочка 10 перемещается свободно на промежуточном валу, а швартовная турачка 16 закреплена жестко. Ввод цепной звездочки в действие производится включением в зацепление кулачковой муфты 9. Шкив ленточного тормоза 12 оборудован ленточным тормозом 11. Грузовой и промежуточный валы располагаются на стойках 2, 13 и 15, жестко закрепленных на фундаментной плите 4.

Для обеспечения работы турачки при швартовке достаточно включить электродвигатель. Через редуктор грузовой вал и соединенный с ним промежуточный вал получат вращение. При этом кулачковая муфта еще не соединена с цепной звездочкой. Для обеспечения работы цепной звездочки кулачковую муфту необходимо включить. Таким образом, промежуточный вал вместе с турачкой вращается при работе электродвигателя все время, а цепная звездочка - только при включении кулачковой муфты. Грузовой барабан используется для выполнения грузовых операций.

Брашпили с приводом от двигателя внутреннего сгорания иногда применяют на речном флоте в качестве привода якорно-швартовных механизмов. Наибольшего внимания заслуживают брашпили с приводом от автомобильных, тракторных и других быстроходных двигателей внутреннего сгорания. Эти двигатели, являясь сравнительно легкими и дешевыми, могут быть эффективно использованы на судах вместе с обслуживающим двигатель оборудованием, включая муфту сцепления, коробку передач, а также системы управления и охлаждения двигателя.

Вопросы для повторения
1. Что входит в состав якорно-швартовных механизмов?

2. Как устроен и как работает паровой якорно-швартовный брашпиль?

3. Как устроен и как работает электрический шпиль?

4. Как устроена й как работает швартовная лебедка?

5. Как устроена и как работает комбинированная швартовная лебедка?

Якорное устройство на судах служит для обеспечения надежной стоянки в море, в порту, на рейде и в других местах, удаленных, от берега, путем крепления за грунт с помощью якоря и якорь цепи.

В состав якорного устройства входят: якоря, якорь цепи (канаты), якорные машины, якорные клюзы и стопора.

Якоря разделяют в зависимости от их назначения,навспомогательные - для удержания судна в заданном положении во время стоянки на основном якоре, истановые , предназначенные для удержания судна в заданном месте.

Размеры, и количество якорей назначают по Правилам Регистра в зависимости от размеров корпуса и надстроек судна. Держащая сила якоря в среднем в 10 раз больше его массы.

Основными частями любого якоря являются веретено и лапы. Якоря различают по подвижности и количеству лап (до четырех) и наличию штока. К безлапым относят мертвые якоря (грибовидные, винтовые, железобетонные), используемые при установке дебаркадеров, плавучих маяков, и других плавучих сооружений.

Существуют якоря повышенной держащей силы (с поворотными лапами и штоком в виде поперечных утолщений на лапах). К этому типу относят якорь Матросова применяемый на катерах и буксирах.

На малых судах и баржах используют многолапные бесштоковые якоря, называемые кошками. Суда ледового плавания снабжают специальными однолапыми бесштоковьми ледовыми якорями, предназначенными для удержания судна у льда.

Якорная цепь.

Якорная цепь служит для крепления якоря к корпусу судна.

Она состоит из звеньев, образующих смычки длиной 25 -27 м , соединенные одна с другой при помощи специальных разъемных звеньев.

Смычки образуют якорную цепь длиной от 50 до 300 м. В зависимости от расположения в якорной цепи различают якорную (крепящуюся к якорю),промежуточные икоренную смычки .

Крепят любые якоря к якорной цепи при помощи якорных скоб. Чтобы предупредить скручивание цепи, в нее включают поворотные звенья - вертлюги .

Якорная смычка состоит из :

d - звена концевого,

f - звена увеличенного,

е - вертлюга,

a - звена общего, калибром 16-82 мм, 2-й категории прочности. Для крепления и экстренной отдачи коренного конца якорной цепи применяют специальное устройства с откидным гаком -глаголь-гак , позволяющим легко освободить судно от вытравленной якорной цепи.

Устройство для быстрой от дачи якорной цепи, устанавливаемое в цепном ящике, должно иметь дистанционный привод управления, выведенный на открытую или другую палубу в доступном месте.

Якорные цепи различают по калибру - диаметру поперечного сечения прутка звена. Звенья цепей калибром более 15 мм должны иметь распорки -контрфорсы .

Якорные цепи:

1 - звено;

2 - контрфорс;

3 - концевое звено;

4 - соединительная скоба;

5 - вертлюг;

6 - якорная скоба;

7 - скоба якоря В походном положении якорную цепь хранят в цепном ящике с деревянной обшивкой. Для обеспечения самоукладки якорной цепи цепные ящики имеют обычно круглое сечение, диаметр которого составляет около 30 (35 калибров якорной цепи.

Якорными машинами для подъема якоря служат лебедки с горизонтальной осью вращения барабана -брашпили .

Брашпиль электрический :

1 - двигатель;

2 - червячный редуктор;

3 - цилиндрические шестерни;

4 - цепная звездочка;

5 - ленточный тормоз;

6 - турачка (швартовный барабан);

7 - грузовой вал.

Или с вертикальной осью вращения барабана -шпили .

Якорный шпиль:

1 - электродвигатель;

2 - редуктор (червячный);

3 - вертикальный вал;

4 - грузовой вал;

5 - цепная звездочка;

6 - швартовный барабан;

7 - колодочный тормоз. Брашпиль, устанавливаемый вДП (деометральной плоскости), обслуживает якорные цепи правого и левого бортов (на супертанкерах применяют полубрашпили - раздельные брашпили, смещенные от ДП к бортам).

Отдача якоря происходит за счет собственной массы. При этом во избежание чрезмерного разгона якорная цепь, сматывающаяся через звездочку брашпиля, притормаживается ленточным тормозом.

На оси звездочек брашпиля, по ее концам, обычно устанавливают турачки (барабаны для наматывания швартовных тросов при швартовке.

Благодаря наличию специальных муфт турачки могут работать при неподвижной звездочке и наоборот.

Шпиль обслуживает только одну якорную цепь каждого борта.

Механизм шпиля разделяют обычно на две части: верхнюю, состоящую из звездочки со швартовным барабаном и находящуюся над палубой, и нижнюю, состоящую из двигателя и редуктора, располагаемых под палубой.

Тормозят вытравливаемую якорную цепь с помощью колодочного тормоза. Брашпили и шпили имеют электрический, электрогидравлический или паровой привод.

В случае необходимости небольшие шпили могут иметь ручной привод. Они приводятся во вращение вручную при помощи вымбовок - съемных деревянных рычагов, вставляемых в выемки швартовного барабана.

Якорные клюзы .

Якорные клюзы предназначенны для уборки цепи и уборки якоря.

В зависимости от типа и назначения судна различают клюзы обычные, открытые и с нишей .

Обычные клюзы устанавливают на большинстве транспортных, промысловых и вспомогательных судов; их изготовляют литыми или сварными.

Открытые клюзы , представляющие собой массивную отливку с желобом для прохода якорной цепи и веретена якоря, устанавливают в месте соединения палубы с бортом. Их применяют на низкобортных судах, на которых обычные клюзы в виде труб, оканчивающихся бортовыми и палубными раструбами, нежелательны, так как через них на волнении на палубу попадает вода.

Клюзы с нишей в бортовой обшивке позволяют убирать якорь заподлицо с обшивкой, уменьшая тем самым возможность повреждения при движении во льдах, буксировке и швартовках. Их предусматривают на судах ледового плавания, буксирах, спасателях, пассажирских и промысловых судах.

Стопоры предназначены для крепления якорных цепей и удержания якоря в клюзе в походном положении.

Для этого используют винтовые кулачковые стопоры, закладные стопоры - стопоры с закладным звеном, и эксцентриковые (на малых судах).

Для более надежного закрепления якоря служат дополнительные цепные стопоры, короткие цепные смычки, пропускаемые через якорную скобу и закрепляемые двумя концами к обухам на палубе.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО - совокупность приспособлений и механизмов расположенных на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях. Общий вид швартовного устройства надводного корабля показан на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Швартовное устройство надводного корабля: 1, 11 - швартовные клюзы; 2 - кнехт; 3, 10 - шпили; 4 - киповая планка; 5 - утка: 6 - вьюшки; 7 - корзины для кранцев; 8 - сходни; 9 - битенг; 12 - швартовы

Швартовное устройство включает: швартовы - гибкие стальные, синтетические или растительные тросы, с помощью которых подтягивают и крепят корабль; приспособления для хранения швартовов и их подачи; кнехты, битенги, утки, служащие для закрепления швартовов на палубе корабля; швартовные клюзы и киповые планки, предназначенные для вывода швартовов за борт, придания им нужного направления и предохранения от перетирания о борт; швартовные механизмы - шпили, брашпили, лебедки, служащие для выборки и травления швартовов; кранцы, смягчающие удар корпуса о причал или борт другого корабля.

Кнехты - парные стальные (редко чугунные) цилиндрические тумбы, закрепленные на общем фундаменте и прочно связанные с корпусом судна.

Швартовные механизмы - шпили и лебедки - предназначены для выборки и травления швартовов, находящихся под нагрузкой. Швартовные лебедки на военных кораблях не применяются. Для работы с носовыми швартовами используются швартовные барабаны шпилей и брашпилей. Большие корабли имеют на юте один или два швартовных шпиля; катера и подводные лодки могут их не иметь. Различают два основных типа швартовных шпилей: - двухпалубные, у которых на верхней палубе расположена головка шпиля, остальные механизмы - на палубе, находящейся ниже верхней; - однопалубные, у которых все механизмы располагаются на верхней палубе или под ней, на общей фундаментной раме вблизи головки шпиля; наиболее современными однопалубными шпилями являются безбаллерные. Д в у х п а л у б н ы й ш в а р т о в н ы й шпиль изображен на рис. 2.12. На верхней палубе находится головка шпиля - конусный швартовный барабан, соединенный с вертикальной осью - баллером, который приводится во вращение электродвигателем через редуктор. Электродвигатель имеет электромагнитный колодочный тормоз, с помощью которого он стопорится; при выключении питания.

Рис. 2.12. Швартовный шпиль ШЭР-13Д/1: 1 - головка шпиля; 2 - баллер; 3 - редуктор; 4 - электродвигатель; 5 - колодочный тормоз

Устройство головки шпиля показано на рис. 2.13. Швартовный барабан соединен с помощью пальцев с муфтой, неподвижно насаженной на баллер, и вращается на бронзовых втулках вокруг неподвижного корпуса редуктора. По внутреннему зубчатому ободу корпуса редуктора обкатываются три шестерни-сателлита, входящие в зацепление с жестко посаженной на баллер шестерней. В нижней части швартовный барабан имеет четыре пала (собачки), которые для предотвращения обратного хода упираются в храповые зубцы на фланце корпуса редуктора.

Рис. 2.13. Головка шпиля ШЭР-13Д/1: 1 - гнездо для вымбовки; 2, 3 - отверстия для смазки; 4 - отверстие для доступа к пальцу; 5 - палец; 6 - втулка; 7 - швартовый барабан; 8 - редуктор; 9 - шестерня-сателлит; 10 - баллер; 11 - шестерня баллера; 12 - фланец корпуса редуктора; 13 - корпус редуктора; 14 - муфта; 15 - пал (собачка)

Шпиль имеет ручной (аварийный) привод с помощью вымбовок, вставляемых в специальные гнезда. Чтобы перевести на ручной привод, необходимо отключить швартовный барабан от баллера, для чего через специальные отверстия из муфты вынуть пальцы. Другие отверстия в головке шпиля служат для заполнения внутренних полостей смазкой. Б е з б а л л е р н ы й ш в а р т о в н ы й ш п и л ь (рис. 2.14) имеет меньшие габариты, так как электродвигатель и редуктор расположены внутри головки. Все узлы шпиля смонтированы на корпусе редуктора, который крепится к палубному фундаменту. Вращающий момент электродвигателя через соединительную муфту, шестерни редуктора и ведущую шестерню передается на внутренний зубчатый венец швартовного барабана. Швартовный барабан вращается вокруг неподвижного опорного стакана. Электродвигатель снабжен электромагнитным колодочным тормозом.

Рис. 2.14. Швартовный шпиль ШЭ-58: 1 - колодочный тормоз; 2 - электродвигатель: 3 - опорный стакан; 4 - швартовный барабан; 5 - соединительная муфта;

6 - корпус редуктора; 7 - зубчатый венец; 8 - ведущая шестерня

© 2024 mygj.ru
Компьютерные советы и хитрости